Новорожденный малыш любит слушать негромкие мелодичные звуки, смотреть на движущиеся световые пятна, плавные покачивания и быть на руках.

Какие игрушки подойдут:

• Контрастные игрушки, подвешенные на расстоянии примерно полметра от глаз ребенка (мобиль) – рекомендуется менять раз в несколько дней.
• Контрастные, лучше всего черно-белые изображения, узоры, например, волны, шахматная клетка, спирали и т.п.
• Разноцветные гелиевые шарики.
• Можно начать вкладывать в ручку легкие погремушки в форме кольца или палочки.
• Звенящий браслет на руку.

Важно, чтобы игрушка была из качественного экологичного материала. Перед использованием тщательно промойте ее под проточной водой с мылом и вытрите насухо.

С 3 месяцев до полугода.
Младенец начинает свою социальную жизнь, исследование окружающего мира. Он трогает предметы, приводя их в движение, толкает ножками, смеется от неожиданности, трясет и ощупывает предметы, бросает их на пол.

Какие игрушки подойдут:

• Погремушки покрупнее, которые можно держать и трясти двумя руками, погремушки с дополнительными подвесными деталями: колечками, ключиками для перебирания и рассматривания.
• Подвесные игрушки, издающие звук, когда ребенок тянет за ленточку или веревку с колечком.
• Двигающиеся игрушки, например, заводная собака.
• Браслеты или яркие носочки в виде игрушек на ножки, чтобы стимулировать малыша тянуться к ним.
Неваляшка.
• Музыкальные игрушки с кнопками.
• Кукла би-ба-бо в виде перчатки: малыш будет хохотать, когда она с вашей помощью станет прятаться и появляться.
• Игрушки для ванны: резиновые фигурки, лодочки, мячи, ситечки и лейки.

С 6 месяцев до года.

Ребенок начинает ползать, сидеть, вставать и ходить у опоры, манипулировать игрушками, внимательно их рассматривать, щупать, грызть, складывать одни предметы в другие.

Какие игрушки подойдут:

• Разнообразные коробки и емкости.
• Разноцветные стаканчики-вкладыши: вставлять один в другой, смотреть, как взрослый строит пирамидку, рушить ее.
• Рамки-вкладыши, доска с колышками.
• Крупные мягкие или резиновые кубики.
• Мячи разных размеров.
• Музыкальные игрушки: бубен, пищалка, колокольчик, маракасы.
• Тактильный развивающий коврик с дугами – рекомендуется подвешивать на него разные игрушки.
• Крупные силиконовые или деревянные бусы.
• Простые игрушки для сюжетной игры – тряпичная кукла, животные, посудка, машинка.
• Игрушки на колесиках.
• Простой сортер (ящик с отверстием и цилиндры или другие формы для опускания).
• Для начинающих ходить – каталка на палочке, тележка с колесиками.


С года до двух лет.

Младенчество сменяется ранним дошкольным возрастом. Малыш начал ходить, поэтому пригодятся игрушки, которые можно толкать перед собой, например, тележки. Дети в этом возрасте начинают понимать связь между предметом и его функцией: расческа чтобы причесываться, а щетка, чтобы подметать. Малыш начинает предугадывать результат своих действий.

Какие игрушки подойдут:

• Кубики для постройки и перевозки.
• Машинка с кузовом для погрузки и разгрузки.
Пирамидка из нескольких колец.
• Крупные игрушки для улицы, в зависимости от сезона: машинки на веревочке, формочки, лопатки, ведерки, снежколеп.
• Мягкие игрушки для простых ролевых игр: кормление, укладывание спать.
• Водяная мельница и другие приспособления для игр с водой.
• Игрушка с колышками или шариками и молотком, чтобы стучать.
• Игрушечный телефон.
• Простые музыкальные инструменты: ксилофон, дудочка, тамбурин, музыкальный треугольник.
Конструктор, пазлы из нескольких деталей.

С двух до трёх лет.

Ребенок начинает замечать и иногда играть с другими детьми. Появляются игры, имитирующие повседневную жизнь (купание, кормление, укладывание спать, поездка на машине и т.п.), шумные подвижные игры, творческие занятия.

Какие игрушки подойдут:

• Наборы для сюжетных игр в парикмахерскую, врача, пожарного, полицейского, куклы со сменной одеждой, транспорт.
Железная дорога и поезд.
Пластилин, тесто для лепки и формочки.
• Бумага и фломастеры/карандаши, безопасные ножницы.
• Пирамидки из 4-5 деталей.
Матрешки.
• Конструкторы с деталями разных форм и цветов.
• Игрушки для счета, группировки и сортировки по цветам (например, наборы овощей и фруктов).
• Пальчиковый театр.
• Доска с мелками или маркерами.
Самокат, беговел, маленький трехколесный велосипед, санки.

С трёх до шести лет.

Начинается активное общение и совместные игры с другими детьми –занятие, через которое ребенок познает мир. Во взаимодействии с игрушками он переживает значимые для него события.

Какие игрушки подойдут:

• Всё более значимую роль начинают играть куклы, мягкие игрушки, солдатики, животные и т.п.
• Кукольный домик.
• Более сложные конструкторы с большим количеством деталей и разных элементов.
Пазлы и геометрические мозаики.
• Простые настольные игры.
• Электронные игрушки для обучения буквам, счету.
• Калейдоскоп.
Кинетический песок.

От шести лет и старше.

Когда ребенок идет в школу, игра в большой степени уступает место учебной деятельности. Дети начинают увлекаться электронными играми, коллекционированием, место игрушек постепенно занимает спортивный инвентарь: скейтборды, ролики, велосипеды, лыжи. В игрушках ценится реалистичность, функциональность, а также соответствие актуальной моде.

Какие игрушки подойдут:

• Сложные конструкторы с мелкими деталями, с исользованием батареек, наборы для занятий робототехникой.
• Куклы для девочек.
• Наборы юного физика, химика, биолога и т.п.
Настольные игры («Марракеш», «Монополия», «Доббль» и т.д).
Головоломки.

Подведем итог: выбирая игрушку, учитывайте качество материала, из которого она изготовлена, соответствие возрастным задачам и потребностям ребенка, а также наличие аналогичных игрушек дома, ведь вряд ли ребенок научится ценить вещи, если в его комнате не найти свободного места.