как сделать это наиболее комфортно

Как правильно научить ребенка читать

30.08.2022
Гульнара
Читательница, писательница и мама
Наиболее комфортный период – 5,5 лет. Но всё индивидуально: одни дети начинают проявлять интерес к книгам в 3-4 года, другие осваивают навык чтения только к началу обучения в школе. Прежде чем начать, родитель должен убедиться, что ребёнок психологически готов учиться читать.

Когда уже точно пора

Вот некоторые умения, которыми уже стоит владеть начинающему читателю:

  • правильно произносить звуки и понимать текст на слух;

  • различать, где находится верх и низ, правая и левая стороны, чтобы ориентироваться в пространстве (и впоследствии в книге, читая сверху вниз, слева направо);

  • концентрироваться на интересной для него деятельности;

  • логически связно передавать сюжет рассказа или мультфильма, события дня. Речь сформирована хорошо.
Мыслительные способности малыша развиваются постепенно, проходя определенные этапы. Необходимо, чтобы этот процесс шёл своим чередом, не замедляясь и не ускоряясь. Примерно до пятилетнего возраста дети воспринимают мир образно, так как правое полушарие мозга в это время развито лучше, чем левое (правое полушарие в большей степени отвечает за воображение и эмоции, а левое – преимущественно за работу со знаками, анализ, запоминание).

Детскому мозгу ещё трудно обрабатывать информацию, представленную в виде букв. По этой причине дети до пяти лет могут уметь читать по слогам, но при этом быть не в силах передать смысл прочитанного. После пяти лет левое полушарие начинать «догонять» в развитии правое, и дети становятся более сосредоточенными, внимательными, им становиться легче усидеть на месте.

Поэтому с 5 лет точно можно начинать учиться чтению.


О чём нужно помнить родителю

  1. Ваша задача – не только развивать навык, но и день за днём взращивать любовь к чтению. Наблюдайте, чем охотно занимается ребёнок, какие игрушки, животные, персонажи мультфильмов ему нравятся, какие места он с радостью посещает и на основе этого подбирайте интересные истории, адаптированные под его возраст. Ходите вместе в книжные магазины, рассматривайте красочные обложки и листайте книги. Делайте так, чтобы ребёнку снова и снова хотелось взять в руки этот интересный предмет. Хвалите за каждый маленький успех: пусть у ребёнка остаются положительные воспоминания от времени, которое он провёл за чтением.
  2. Постепенно переходите от простых упражнений к трудным. Буква и звук → слог → целое слово → сочетание слов → предложение. Сразу начинайте закреплять то, что выучили, на практике: пусть малыш ищет известные буквы в названиях любимых продуктов в магазине, рисует их мелками на детской площадке, замечает их на своей одежде и нарядах напарников по игре. В конце дня можно спрашивать ребёнка, какие знакомые буквы он сегодня видел и где.
  3. Занимайтесь на регулярной основе в течение короткого промежутка времени. Можно начинать занятие с 10-15 минут, а затем увеличивать продолжительность до 30 и 40 минут, когда вместе с пониманием и нарастающим интересом будет улучшаться и усидчивость ребёнка. У малыша должна формироваться привычка читать, для этого можно придумать, к примеру, ритуал перед отходом ко сну: представлять, что вы находитесь в волшебной библиотеке, включать с ребёнком декоративные свечи и приступать к совместному чтению захватывающих историй (обучению).

5 советов, которые помогут быстро научить ребёнка читать

1. Родителям тоже нужно читать.
С рождения дети бессознательно подражают людям вокруг - так они изучают окружающий мир и становятся его частью, исследуют свои возможности. Ближе к пяти годам дети относительно осознанно стараются стать похожими на своих мам и пап. Это благоприятный момент, когда родитель может начать рассказывать малышу простым языком какие-то увлекательные фрагменты из книг, которые прочитал в свободное время. Прерывайте пересказ на интригующем моменте, и спустя время ребёнок непременно попросит Вас продолжить. Рано или поздно малыш будет подходить к маме или папе, когда те заняты книгой, и пытаться к ним присоединиться: полистать, посмотреть обложку.

2. Купите привлекательные материалы для учёбы.
Азбука с буквами на магнитах, книжки-игрушки с подвижными элементами, кубики с буквами, пазлы, из которых нужно составлять слоги и слова, говорящие игрушки. Чтобы ребёнку хотелось их потрогать, покрутить, потыкать. Родитель может вместе с ребёнком рисовать красками, фломастерами, карандашами выученные буквы и вешать их на стену в детской. А можно сделать целую гирлянду из букв алфавита, каждый день изучая новую букву. Так у малыша появится мотивация собрать все буквы и сделать из них длинную-длинную гирлянду! Обучение через игру и наглядные предметы проходит весело и результативно.

3. Придумывайте истории и ассоциации.
«А» - ананас, «Б» - бегемот, «В» - вилка -связывайте с каждой буквами новые образы с помощью картинок. Во время прогулок, поездок в транспорте играйте с ребёнком в такую игру: нужно показать на предмет на улице, начинающийся с какой-то буквы алфавита. С визуальными ассоциациями малыш будет легче и качественнее запоминать слова, а затем и символы, через которые их изображают на бумаге. На ходу сочиняйте короткие рассказы о кошечке, которую видели возле дома, о детях, катающихся на карусели, о мальчика, пролетевшем мимо вас на велосипеде – обо всем, что видите! Дома записывайте ваши истории печатными буквами на листе бумаге, проговаривая вслух каждую букву, а потом слова целиком. После просите ребёнка переписать как можно точнее то, что Вы написали: это хорошее упражнение.

4. Покажите, что чтение приносит пользу.
Проходите мимо кинотеатра – спросите ребёнка: «Тебе хочется узнать, о чём будет новый мультфильм? Давай прочитаем, что написано на афише.» Едете на автобусе, вам нужно выйти на определённой остановке – попросите малыша: «Поможешь нам найти правильную остановку? Я напишу в телефоне название, а ты будешь внимательно смотреть на буквы и искать похожее слово на автобусных остановках. Без тебя я не справлюсь.» Идёте мимо ларька с мороженым, собираетесь купить несколько шариков – задайте ребёнку вопрос «Какой вкус тебе нравится? Смотри, под каждым рожком написано, с чем мороженое. Попробуешь прочесть?» Создавайте ситуации, когда без чтения невозможно о чем-то узнать, и ребёнок поймёт, почему уметь читать – это здорово и полезно.

5. Слог – отправная точка.

Как научить ребёнка читать по слогам

Упражнение 1

Распечатайте или нарисуйте корову на листе А4 и напишите под рисунком по слогам слово «КО-РО-ВА».

Затем ножницами разрежьте лист по вертикали на три одинаковые части так, чтобы остались элементы слогов и рисунка.

Разложите листочки со слогами в неправильном порядке, пусть ребенок произнесёт каждый слог по отдельности.

Затем попросите его сложить корову правильно и прочесть целое слово.

Упражнение 2 (продолжение первого упражнения)

Разрежьте слоги «КО» «РО» и «ВА» на отдельные буквы и скажите малышу: «Смотри, сколько ещё слов сейчас подарит нам эта корова!» и составьте из отдельных букв новые слова: У-РОК, РОВ, РОК, ВОР, ОР.

Составляете слово – просите ребёнка прочитать его и объяснить, что оно означает. Помогайте, если у малыша возникают затруднения. С помощью второго упражнения будет выучено несколько слов из уже известных слогов.

Такие тренировки можно устраивать с любыми изображениями, главное – включить воображение.

Таким образом поэтапно вы сможете научить вашего малыша читать в любом возрасте.