Как правильно пройти адаптацию в детском саду

10 советов для легкой адаптации в детском саду

30.08.2022
Ольга
Воспитатель с десятилетним стажем

- «Мама!» - вещает бодрый голос, а затем следует такой солидный чих, что я вскакиваю с кровати и вместе со мной, как по команде все нервные клетки моего организма уже бегут чистить зубы и выполнять прочие процедуры.

- «Мама, я болею, я не пойду в детский сад! Ура!» Я падаю на кровать, так и не решив чему больше огорчаться. Тому, что заболел мой ребенок или тому, что он не рад идти в детский сад.

Нет, я не паникую, ведь подобные сомнения и тревоги абсолютно естественны, как для меня, мамы двоих малышей, один из которых пошел в детский сад и проходит процесс адаптации, так и для большинства родителей.
Никто не может предугадать, как ребенок отреагирует на изменившееся окружение и новые условия. И даже самые общительные, покладистые, коммуникабельные дети могут испытать трудности в процессе адаптации.

Как правильно пройти адаптацию в детском саду. Не считаю, себя примером для подражания и не претендую на истину в последней инстанции, а всё-таки заветный списочек из некоторых правил, если их можно так назвать, за годы материнства у меня накопился.

Итак, мы с моими нервными клетками готовы вновь пройтись по пунктам, чтобы понять почему, ребёнок не хочет посещать, или просто ещё не готов к детскому саду и как ему легче (быстрее) адаптироваться, если все еще впереди. Как происходит адаптация ребёнка в детском саду. Приглашаю и вас разобраться с этим вопросом.

Психологическая подготовка

Легкая адаптация к детскому саду возможна, при условии, если ребенок будет психологически подготовлен
Что такое садик и что же там делают дети? А какие там правила? Итак, для этого мы заранее начинаем рассказывать малышам истории про детский сад, про тех детей, которые уже посещают его.

Хорошо приводить в пример знакомых деток («Твой друг, Рома, сейчас в детском саду играет, а вечером его мама заберёт домой»). Гуляя возле любого детского садика, вы непринужденно расскажите, что это за здание и что там происходит. И много раз, желательно, об этом говорить («Вкусная каша, как в садике», «Купила красивые заколочки для садика» «Ребятки в саду весело проводят время»).

В присутствии ребенка говорите близким, как вы гордитесь будущим дошкольником – его скоро примут в детский сад. Расскажите свои счастливые моменты из детства, как вам нравилось посещать детсад – играть, дружить, веселиться.

Сочините сказочные истории с участием любимых персонажей вашего малыша – пусть они тоже ходят в садик и узнают много нового и необычного.

Окружающая обстановка

Если есть возможность, желательно организовать прогулку с ребёнком на участке детского сада: покачаться на качелях, поиграть в песочнице, заглянуть в домики. Обратить его внимание на красоту построек, участков, цветников на территории дошкольного учреждения.

Приходите во время прогулок, чтобы ребенок поиграл и пообщался с детьми. Если у вас уже имеются детки, которые ходят в детский сад и младшие бывают с вами, когда вы забираете или отводите старших детей – это очень хорошо.

Расставание с мамой

В первые годы жизни для ребенка самым значимым существом на свете является мама. С ней он проводит почти все свое время. Поэтому отсутствие мамы даже в поле зрения вызывает у малыша чувство тревоги и незащищенности.

В круге общения ребенка должны присутствовать и другие значимые взрослые. Если вы не живёте со своими родителями и вообще относите сами себя к самым интровертным интровертам, однако в жизни вашего ребенка вот-вот появится детский сад, не сигнал ли это к тому, чтобы изменить что-то, заодно и в своей взрослой жизни.

Регулярные встречи с близкими и далёкими родственниками – это не только опыт общения вашего малыша с родными людьми и окружающим миром, но и недооценённый обществом процесс укрепления таких существенно важных внутрисемейных связей как бабушки, дедушки и их внуки тёти, дяди и их племянники, крестные и крестники.

Ребенок придет к пониманию, что в его жизни присутствует не только мама, но и много других значимых взрослых.

Знакомство с воспитателем

Воспитатель – ключевая фигура в процессе привыкания ребёнка к детскому саду. Перемены в жизни при поступлении в детсад несут в себе немало трудностей.

Приспосабливаться к новым условиям, правилам и требованиям малышу может помочь воспитатель. Если ребенок в группе сразу окажется в атмосфере благожелательности и уюта, то ему будет намного легче преодолеть свои страхи и переживания.

Пообщайтесь с воспитателем при ребёнке. Чтобы ребенок почувствовал доверие к нему с вашей стороны. В присутствии ребёнка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях детского сада. И даже если возникают сложные моменты решать их лучше в отсутствии ребенка.

Общение со сверстниками

При посещении ребенком детского сада всегда интересуйтесь, есть ли у него в садике друзья, как их зовут, во что они играют, нравится ли ему в группе.

Поощряйте малыша, если во время прогулок он делится игрушками с другими детьми, а так же предлагает вместе поиграть.

Расскажите о своих друзьях детства, как вам было с ними весело. Постарайтесь расспросить воспитателя, с кем малыш играет, нет ли у него проблем с другими детьми.

Режим дня

Когда малыш начинает посещать детский сад, в его режиме тоже происходят значительные перемены. Ему придется подстраиваться под новый для себя порядок (не хочется кушать, а надо, не хочется спать, а надо).

Постарайтесь заранее приблизить режим дня своего ребенка к распорядку детского сада. Регулярный дневной и ночной сон, организованный в одно и то же время, позволяет сформировать у ребенка привычку быстро и без каких-либо воздействий засыпать.

При желании родители могут изменить рацион питании так, чтобы он был более похож на питание в садике. Вы можете вместе с малышом выбирать вещи, которые он наденет утром в детский сад, а так же обсудить какой дорогой вы будете ходить или ездить в садик и даже нарисовать план!

Навыки самообслуживания

До начала посещения детского сада у малыша необходимо сформировать простейшие навыки самообслуживания. Ведь у воспитателя только две руки, и он не сможет каждому заменить маму в полном объеме.

Если ребенка научить пользоваться ложкой и кружкой, одеваться (хотя бы майку, трусики и носочки), ходить на горшок, это сильно облегчит ему привыкание к новым условиям.

Как мягко пройти адаптацию в детском саду

Если малыш уже пошёл в детский сад, вне этого времени обнимайте и целуйте ребёнка больше обычного, восхищайтесь тем, какой малыш стал «взрослый». По дороге домой обсуждайте приятные моменты, игры, имена детей. Рассматривайте вместе с удовольствием рисунки, поделки, принесенные из сада.

Слушайте всё, о чём вам рассказывает маленький человек с неподдельным интересом. Как бы громко, то не звучало, – это есть инвестиция в будущее, в котором ваш ребёнок вам доверяет и уважает вас. А его семья – это островок, где ему спокойно и безопасно.

В идеале было бы устроить мягкую адаптацию, например, в первый день, по возможности, вы присутствуете вместе с ребёнком в группе, участвуя и следя за происходящим. Или тихонько в сторонке наблюдаете, за малышом, а он будет видеть вас и при необходимости обращаться за помощью.

Формирование положительного образа детского сада

Попробуйте дома с ребенком организовать мини-спектакль с участием резиновых зверушек, пластмассовых паровозов, динозавров, роботов и иже с ними, выполняющими роль воспитанников домашнего детского сада. Это не только возможность открыть ребёнку мир детского сада как интересное и увлекательное времяпрепровождение, но и узнать, что чувствует ваше чадо, когда говорит за «воспитателя» или «одногруппника», какие игрушки для игры оно выбирает.

Помощь специалистов

Ну и, наконец, можно прибегнуть к помощи более затратных (в какой-то мере) способов справиться с волнением вашего малыша.

Найдите проверенного специалиста в области педиатрии, гомеопатии, аромамастера или ТРИЗ-педагога (что вам больше по душе), с которыми вместе нащупаете дорожку к спокойному и радостному, а главное стабильному психоэмоциональному состоянию ребёнка.

Ошибки адаптации

Рассмотрим ошибки адаптации: «Как нельзя и как нужно».

1. Сравнивать ребенка с другими

Как нельзя: «Вот, Миша, не плачет, когда его приводят в детский сад»
Как нужно: «Не волнуйся, малыш, посмотри какой Рома радостный, потому что он встретится сейчас со своими друзьями!».

2. Обманывать ребенка

Как нельзя: «Малыш, не волнуйся, я заберу тебя через пять минуточек».
Как нужно: «Я приду, когда ты будешь гулять во второй раз».

3. Нельзя ребенка наказывать садиком

Как нельзя: «А вот будешь плакать – останешься в детском саду»
Как нужно: «Я приду за тобой, когда ты встанешь после тихого часа»

4. «Подкупать» ребенка сладостями и подарками

Как нельзя: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой) я куплю тебе шоколадку»
Как нужно: «Сегодня вечером, после садика, мы вместе погуляем в парке!»



Таким образом, адаптация ребенка к детскому саду будет более успешной если:

  • мы заблаговременно подготовим ребенка психологически и функционально;
  • сумеем найти общий язык и наладить партнерские отношения с воспитателями;
  • сформируем у ребенка положительный образ детского сада;
ну и наконец, справимся с собственными нервами.

Детский сад – второй дом ребенка и необходимо, чтобы этот дом был наполнен добром, светом и гармонией!

Адаптация к садику проходит успешно! Мама уже не плачет под дверью!

Верьте в себя и в своё чадо! Всё получится!